Российская бизнес-газета,
8 декабря 2015 г.
Полис вместо стетоскопа 659 просмотров
Ежедневный предрейсовый осмотр таксистов стоит заменить на обязательное страхование поездки на такси. Подобная мера позволит реально повлиять на повышение качества обслуживания пассажиров и безопасность отрасли в целом, а не отделываться пустыми формальностями.
Практика ежедневных предрейсовых и послерейсовых осмотров автомобилей и водителей пришла к нам из советского прошлого. Тогда таксомоторным делом занимались исключительно государственные таксопарки, а частный извоз был запрещен. В ведении таксопарков находились огромные собственные территории, где были организованы пункты для прохождения как техосмотра автомобиля, так и медосмотра самого водителя. Так, например, по сей день устроена система контроля городского общественного транспорта. Но времена изменились, и сейчас основу таксомоторной отрасли в России составляют небольшие компании и частные предприниматели. А для них ежедневный осмотр выливается в значительные расходы времени и средств, которых и так немного, особенно в регионах. Поэтому вопрос поиска альтернативной и более эффективной меры контроля безопасности поездок на такси стоит достаточно остро. Сегодня законом предусмотрен следующий порядок контроля за состоянием машины и водителя: существует несколько типов медосмотров (предварительные - при приеме на работу, периодические - не реже двух раз в год, ежедневные предрейсовые и послерейсовые), которые водители обязаны проходить за счет работодателя, будь то ИП или организация. Штраф за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра составляет до 5000 рублей для руководителя предприятия и до 30 000 рублей для организации. А порой полицейские штрафуют фирмы даже за то, что в путевом листе нет расшифровки подписи медицинского работника, проводившего предрейсовый осмотр водителя. За нарушение установленного порядка проведения медосмотра также предусмотрены денежные санкции - до 50 000 рублей штрафа. Кроме того, 1 мая этого года в силу вступил приказ Минздрава России «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров». Он во многом регламентирован морально устаревшей Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной еще приказом Минздрава СССР от 29.09.89 № 555. В дополнение к этой инструкции Минздрав России совместно с Минтрансом России утвердили методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», но существенных изменений в этих рекомендациях не появилось. И если крупные таксомоторные предприятия могут мириться с «традиционными ритуалами» за счет внутренних технических ресурсов, для остальных законодательные требования практически невыполнимы. Чтобы доехать от места стоянки сначала до пункта техосмотра, а потом до медосмотра, частник тратит более часа, в Москве эту цифру можно смело умножать втрое. Учитывая законодательное ограничение на время работы таксиста - не более 8 часов в день, - сложно предположить, что все строго соблюдают процедуру. В результате многие водители ездят на свой страх и риск без путевых листов с соответствующими отметками либо используют фальшивые договора с медучреждениями и СТО, по которым проставляют отметки о якобы пройденных медосмотрах на год вперед. Такое положение дел, естественно, не способствует безопасности пассажиров такси, а, наоборот, существенно ее снижает. Как и многие принятые во времена СССР нормы, закон исходит из представления о таксисте как о наемном работнике, который не заинтересован в качестве своей работы и за которым требуется неусыпный строгий контроль. Но за это время отрасль прошла большой путь развития, и рыночная конкуренция работает намного эффективнее, чем штрафы. Ежегодный рост рынка частных таксомоторных услуг в России составляет до 10-15%, в одной только Москве к концу 2015 года будут работать не менее 55 000 легальных таксистов. Для цивилизованного становления отрасли совершенно необходимо менять устаревшие нормы и правила на те, которые сегодня могут быть наиболее эффективны. К ним относится введение страхования поездки на такси - это выход на принципиально новый уровень предоставления услуг, основанный не на тотальном контроле государства, а на внутренней саморегуляции рынка. Так, во многих западных странах - США, Канаде, Великобритании – от ежедневного предрейсового осмотра давно отказались, потому что эта мера малоэффективна в условиях либерального развития отрасли, к которому стремятся отечественные законотворцы и предприниматели. Страхование поездки в целом сможет защитить и пассажира, и водителя от возможных неприятностей на дороге, а массовый спрос на эту услугу позволит делать стоимость страховки практически незаметной для потребителя. В свою очередь, для водителей стоимость страховки могла бы зависеть от аварийного рейтинга, то есть водишь аккуратно и следишь за состоянием автомобиля - платишь меньше. По сравнению с прямым государственным регулированием страховые схемы, в основе которых лежат финансовый интерес страховых компаний и личная ответственность водителей, гораздо более действенны и эффективны. Безусловно, определенные проверки технического состояния автомобилей и медосмотр водителей должны сохраниться, но было бы эффективнее эту обязанность переложить на плечи страховых компаний, заинтересованных в отсутствии происшествий финансово. Когда речь идет о страховых выплатах и финансовых гарантиях, контроль будет не только на бумаге, но и на деле. А государству можно оставить программу точечных внеочередных проверок: выборочный контроль на линии, «тайный пассажир» и пр. Если водитель будет знать, что в любой момент может попасть на проверку, то при каких-либо неисправностях ему будет проще и выгоднее приостановить работу, а не продолжать поездки на неисправном автомобиле, подвергая риску себя и своих пассажиров. Данное нововведение позволило бы существенно повысить уровень самосознания и ответственности водителей и частных таксомоторных компаний, поставив во главу угла качество предоставляемых услуг, а не бессистемное стремление заработать во что бы то ни стало.
Вячеслав ЛЫСАКОВ, первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству
Вся пресса за 8 декабря 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Страхование ответственности, Страхование ответственности перевозчиков
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
10 октября 2025 г.

|
|
ГТРК Кубань, 10 октября 2025 г.
Больше страховых возмещений стали выплачивать на Кубани

|
|
РБК.Черноземье, 10 октября 2025 г.
Выплаты по агрострахованию в Черноземье достигли почти 500 млн руб.

|
|
ГТРК Кострома, 10 октября 2025 г.
Костромичка стала жертвой мошенников при попытке получить электронный полис ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Рынок коммерческого страхования становится все более благоприятным для покупателей

|
|
ЮГА.ру, Краснодар, 10 октября 2025 г.
Регионы Северного Кавказа вышли в лидеры по мошенничеству с ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Южнокорейские страховщики конкурируют за эксклюзивные ниши — от деменции до задержек метро

|
|
Российская газета онлайн, 10 октября 2025 г.
Основные различия между полисами ОМС и ДМС. Что нужно знать

|
|
auto.mail.ru, 10 октября 2025 г.
Названы регионы с повышенным риском мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Business FM Кубань, 10 октября 2025 г.
На «Финополисе» рассказали о грядущих изменениях в ОСАГО

|
|
Реальное время, Казань, 10 октября 2025 г.
С шестикратным ростом рынка до 66 млрд рублей на пороге реформ ОСАГО и ОМС

|
|
ГТРК Татарстан, 10 октября 2025 г.
Объем страховых премий в Татарстане за 19 лет увеличился на 55 млрд рублей

|
|
Татар-информ, Казань, 10 октября 2025 г.
Татарстан лидирует в ПФО по страховым сборам за первое полугодие

|
|
Интерфакс, 10 октября 2025 г.
РСА отнес 10 регионов РФ к зоне повышенного риска мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«От всех рисков»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«Страховщики — амбассадоры превентивной медицины»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Страховка на час

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Радость клиента — боль страховщика

|
 Остальные материалы за 10 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|